Хочу рассказать о своем подходе к подбору проектных команд, с использованием некоторых инструментов из области психологии. Разумеется, метод не претендует на академическую точность и теоретическое обоснование. Однако он проверен на практике, подтвержден опытом, а следовательно, имеет право на жизнь. Подход основан на некоторых теоретических допущениях, но может применяться абсолютно в любом проекте и для любой команды без всяких ограничений.
Итак, для начала немного статистики. Ведущая международная организация в области управления проектами PMI (Project Management Institute) утверждает, что до 90% времени руководителя проектов занимают коммуникации. Собственно работа руководителя проекта (в идеальном случае) состоит в том, чтобы грамотно организовать работу специалистов, входящих в команду проекта, а не самому, засучив рукава, браться за лопату.
Следующий вывод – уже мой: в 90% проектов плану коммуникаций отводится недостаточно внимания. Часто он просто не составляется вообще. Хотя грамотно подготовленный план коммуникаций проекта (а также план эскалаций) может заранее снять некоторые острые вопросы и сберечь для команды время и нервы. По моему опыту, совмещенный план коммуникаций/эскалаций можно разместить на одной странице формата А4, и он будет рабочим документом.
Основные проблемы, связанные с коммуникациями в проектах, как на начальном этапе, так и во время выполнения проекта:
-
Проблема 1. Два человека должны работать совместно, в команде. Как быстро определить, смогут ли они качественно общаться между собой? Не всегда есть время на то, чтобы съесть вместе пуд соли.
-
Проблема 2. Более сложная. Совместимость одного человека с группой людей (например, руководителя проекта и команды проекта). Зная о возможных конфликтах в будущем, можно снизить риски этих конфликтов.
-
Проблема 3. Есть группа людей – команда, которым работать вместе. И в начале проекта неизвестно, все ли члены команды смогут эффективно общаться между собой.
Теперь немного теории из области психологии. Считается, что основная проблема в коммуникациях состоит в том, что переданный пакет информации и принятый собеседником – не совпадают. Точной передаче информации мешает множество фильтров, начиная от физических (плохая слышимость, неразборчивая речь или потерявшееся в электронных сетях письмо) и заканчивая особенностями восприятия адресата (менталитет, настроение, личный опыт и т. д.). Пройдя через все эти фильтры, предварительное сообщение непременно изменяется, иногда до неузнаваемости. Разумеется, есть способы снижения потерь и искажения информации, например, замена устного сообщения на письменное во многих случаях значительно повышает качество передачи информации. Однако полностью избежать помех при передаче сообщения удается редко.