Фирма «Зеленоградстрой» ЗАО «Моспромстрой» осуществляет практически все виды строительных работ в городе Зеленограде. В текущем году объемы работ фирмы составляют около 300 млн. руб. (одновременно производится строительство до 20 объектов, из них 8 крупных). В состав фирмы входит 8 строительных управлений (генподрядные, механизации, производства стройматериалов, специализированные) общей численностью работающих 2,5 тыс. чел. Основным заказчиком являются структуры правительства города Москвы.
В мае 1998 года руководство фирмы приняло решение испытать новые технологии управления проектами при строительстве двух жилых домов — корпусов 1801 а,б в городе Зеленограде. Данные корпуса (22-х и 25-и этажей) возводятся по технологии монолитного железобетона с применением несъемной оставляемой опалубки (т.н. «скорлуп»), причем фирма на тот момент не имела опыта строительства монолитных сооружений. Несмотря на новизну строительство этих корпусов было выбрано в качестве пилот-проекта для отработки технологии управления проектами в фирме Зеленоградстрой.
Основными причинами, приведшими руководство фирмы к принятию такого решения, были:
- Очень жесткий директивный срок ввода домов — конец 1998 года, приведший к необходимости сокращения цикла строительства до 9 месяцев.
- Необходимость скорейшего повышения конкурентоспособности фирмы, имеющей плохие показатели по производительности, соотношению рабочих к инженерно-техническому персоналу (3,5), низкой рентабельности и т.д.
- Острая необходимость изменения всех методов управления, исторически сложившихся на фирме.
Организация внедрения управления проектами в фирме Зеленоградстрой
В течение июня месяца, был принят комплекс мер по организации процесса внедрения технологии управления на указанных корпусах: Приказом по фирме были выделены люди для обучения и внедрения из состава линейного инженерно-технического персонала (руководитель строительства, прорабы, мастера), распределена ответственность, утвержден регламент работ. Фирма «Зеленоградстрой» заключила договор с компанией «Технологии управления «Спайдер» для оказания консалтинговых услуг и обучения персонала на реальной работе с моделями указанных корпусов. Непосредственно на строительной площадке, в специально выделенной бытовке, было установлено два компьютера с широким цветным принтером, организована модемная связь и установлено программное обеспечение для управления проектами (пакет «Спайдер Проджект» отечественной разработки).
В течение первых полутора месяцев проводилось обучение членов команды управления, поводились работы по созданию и заполнению справочников, разбиению объекта на технологические «захватки», установлению видов связей между работами, накапливалась информация о фактическом исполнении работ на площадках и проводились корректировки исходных данных. В начале июля созданная модель строительства корпусов приобрела качества, позволяющие практически достоверно производить планирование работ, моделировать возможные решения и определять возможные резервы ускорения работ.
Регламент управления пилот-проектом
На основании разработанного графика строительства для каждой смены начали планировать сменные задания и вносить их фактическое исполнение. Был организован учет — ежедневное заполнение специально разработанных форм по работам сетевого графика. Для координации деятельности членов группы управления проектом, анализа хода строительства и подготовке управляющих воздействий было принято решение о регулярном сборе команды (каждый понедельник). Подготавливаемые решения являлись основой проведения по средам регулярных совещаний с руководством фирмы для принятия окончательных организационных решений. Ведение протоколов таких заседаний создало основу для накопления статистической информации и выявлению исторически скрываемых недостатков в организации работ на площадке, в результате начались попытки организационно исправлять данное состояние дел. Изменилась система работы с прорабами; особое внимание стало уделяться качеству проведения, организации и передачи работ в сменах; было