И последняя японская техника в этом обзоре. Метод KJ - это техника, придуманная Джиро Кавакитой как групповой процесс расстановки приоритетов. Он способен быстро выдавать “объективный групповой консенсус из кучи субъективной информации и личных мнений”. Метод находится в кластере внутренних техник, поскольку способ использования для него описан с прицелом в основном на стейкхолдеров внутри какой-либо организации.
Организация UIE заявляет, что 8-шаговый процесс для группы любого размера уложится в час. Но сначала, нужно удостовериться в том, что у вас есть следующие начальные условия:
Клейкие листочки двух цветов;
-
Комната с достаточным объемом места на стенах;
-
Кто-то, кто выступит фасилитатором (будет двигать группу от одного шага к другому);
-
Белая доска или флипчарт для финального ранжирования идей.
Получив все указанное выше, фасилитатор следует процессу:
-
Определяем фокусные вопросы. Фокусный вопрос двигает результат. На каждой сессии фокусные вопросы будут свои (например, “Кто наши пользователи?”, “С какими целями пользователи приходят на наш сайт?”, и т.д.).
-
Организуем группу. В группе должны быть сотрудники из различных отделов компании, чтобы их взгляд был более диверсифицированным.
-
Записываем мнения (или данные) на клейкие листочки. Каждый участник группы должен поучастовать в брейнсторме, и записать на клейких листочках так много идей, как только возможно, по одной идее на листочек.
-
Наклеиваем листочки на стену. Каждый участник команды наклеивает свои листочки на стену в случайном порядке. А также всем нужно читать, что написали другие участники. И если это наведет на мысль о том, что на стену нужно наклеить еще что-то, то это можно сделать в любой момент.
-
Группируем похожие идеи. Как только все наклеили листочки на стену, фасилитатор дает команде указание - начать группировать схожие идеи в другой части комнаты.
-
Даем название каждой группе. Каждому участнику предлагаем дать название каждой группе идей, используя клейкие листочки иного цвета.
-
Голосуем за самую важную группу. Просим участников высказать их личную точку зрения в части выбора того, какую группу он считает наиболее важноц относительно ответов на фокусные вопросы.
-
Вычисляем самые важные группы. Это последний и самый важный шаг. Все индивидуальные клейкие листочки нужно наклеить на доску, и упорядочить в соответствии с числом голосов. Участники могут комбинировать схожие группы, что суммирует их голоса, и двигает группу вверх по рангу. Когда у трех или четырех групп ранг будет существенно выше, чем у всех остальных, фасилитатор останавливает упражнение.
Вследствие комбинации свободного индивидуального мнения через голосования, и общий консенсус на финальном шаге, этот метод может быстро сформировать общее мнение насчет приоритетов. Это поможет любой команде добиться участия стейкхолдеров, и прийти к соглашению насчет стратегии и приоритетов.
Экскурс по 20 техникам приоритезации продукта