Регистрация   E-Mail     Пароль   
  
Портал «Профессионал управления проектами»
!!!! Обращаем внимание регионов!
Первый курс по MS Project 2010 в он-лайн формате, 20-27 июля 2010 года.

Серьезные игры и программы развития менеджерских навыков

 
 
Вадим Богданов
Дата публикации: 05.05.2011
Источник: Sharkworld, игра по управлению проектами
Версия для печати (доступна только зарегистрированным пользователям)Версия для печати
 

Развитие менеджерских качеств – одна из наиболее сложных задач для преподавателя. Ведь развить менеджерские качества можно только самостоятельно, им можно научиться, и почти невозможно научить. Однако менеджеры и их работодатели не хотят ждать годы, пока эти навыки придут с опытом, и ищут пути развить их быстрее.

Практически все обучающие программы, направленные на развитие управленческих компетенций, используют интерактивные и игровые формы: рабочие группы, лабораторные работы, ролевые игры, симуляции и пр. И все большую популярность набирают серьезные игры.

В этой статье, подготовленной по материалам всемирного конгресса PMI 2009 года, мы рассмотрим само понятие серьезной игры, почему эта форма эффективнее многих других форм обучения, а затем проанализируем их применение на примерах.

Что такое серьезная игра?

Впервые термин «серьезная игра» был использован Кларком Абтом в 1970 году, и с тех пор появлялось много определений этого термина. На наш взгляд, удачно определение серьезной игры как «игры, основной целью которой не является развлечение, получения удовольствия и т.п.». Разработчики серьезных игр говорят о них как «играх, правила которых предназначены для развития определенных навыков, которые требуются игроку в реальной жизни вне игры». Таким образом, серьезные игры позволяют игроку научиться определенным навыкам в игровых ситуациях, весьма приближенных к реальным.

Основные элементы серьезной игры

Sharkworld, управление проектами, обучение управлению проектами, навыки менеджера проекта, Project Management, симуляционная игра - Серьезные игры и программы развития менеджерских навыков

Для достижения «дидактических целей» в серьезной игре обеспечивается обмен информации между игрой и участников, и эта информация транслируется на нескольких уровнях:

  • Ключевой элемент серьезной игры – это ее правила. Они определяют, как взаимосвязаны элементы игры и как игра в целом работает.
  • Второй элемент игры – это декларативный уровень, включающий оформление, сюжет, озвучивание, раздаточные материалы и пр. Декларативный уровень игры легко можно поменять, сохраняя при этом правила – и игроки будут воспринимать игры как разные, хотя суть игры от этого не изменится.
  • Социальный уровень, строящийся вокруг игры – это обсуждение участников игры между собой, игра друг против друга. На этом может подключаться тренер для обсуждения результатов и внесения корректив в работу участников. Формально этот уровень не является частью игры, но при ее проведении необходимо его планировать и управлять им.

Экспериментирование и обратная связь

Игра дает участнику «драматические переживания» предмета, который изучается, и позволяет выбрав реалистичную роль столкнуться с проблемами, сформулировать стратегию, предпринять действия и получить быструю информацию о последствиях своих действий – и при этом не ощутить реальную тяжесть ошибок в реальной жизни. Иными словами, серьезная игра похожа на песочницу, в которой можно экспериментировать с очень сложными, затратными или рискованными вещами, с которыми не стоит экспериментировать в реальной жизни. То есть идеальна для экспериментов с управленческими вопросами, а следовательно в программах развития менеджерских навыков.

Очень важную роль играет быстрая обратная связь – в виде набранных очков, сообщений от персонажей, комментариев тренера, сопровождающего игру и проч.

Концентрация внимания, поток данных и адаптивность игры

Удержание внимания игрока на дидактических целях серьезной игры – третий важный ее компонент. Разработчики серьезных игр опираются на теорию потока, которая называет «потоком» наивысший уровень концентрации внимания игрока.

Sharkworld, управление проектами, обучение управлению проектами, навыки менеджера проекта, Project Management, симуляционная игра - Серьезные игры и программы развития менеджерских навыков

Согласно этой теории, игрок сосредоточен (находится в потоковом канале), если в игре соблюдается правильный баланс сложности заданий и требуемых навыков. Если задания очень сложные, и не требуют демонстрации навыков, то игрок ощущает возбуждение. Если же уровень навыков игрока выше, чем требуется для выполнения заданий, то ему становится скучно. Поэтому игра сама адаптируется в зависимости от поведения игрока, чтобы удерживать его в потоковом канале.

Эффективность серьезных игр: что участник получает от игры?

Согласно материалам, представленным на всемирном конгрессе PMI, подтверждены несколько ключевых эффектов от серьезных игр:

  • Социальное конструирование. Серьезная игра создает микро-мир, стимулирующий участника конструировать свои знания по теме программы развития менеджерских навыков.
  • Контекст игры релевантен задачам участника, конкретен и значим (не абстрактен), что позволяет участникам учиться на примерах этой игры и развивать необходимые управленческие навыки.
  • Возможность экспериментирования и получения обратной связи позволяет участнику игры быстро понять, как работают сложные процессы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.
  • Поскольку игра дает быструю оценку результатов участника, это создает дополнительную мотивацию для дальнейшего развития менеджерских компетенций.

Применение серьезных игр в развитии навыков руководителей проектов

Согласно модели компетенций руководителя проекта, предлагаемой PMI, существенную часть навыков руководителя проекта составляют так называемые «soft skills» – навыки межличностных коммуникаций, умение мотивировать, решать конфликты и т.д. Существующие программы подготовки руководителей проектов не предназначены для развития этих навыков и ориентированы в первую очередь на теоретическую подготовку.

Серьезные игры могут стать важным элементом для подготовки руководителей проектов и служить инструментом для развития «soft skills». При этом игры можно сочетать с теоретической подготовкой и использовать как один из элементов в комплексной подготовке руководителей проектов.

Обсуждение Обсуждение

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для участия в обсуждении.

Вызов консультанта
Rambler's Top100