Профессионал управления проектами

Впервые в России: Чемпионат по управлению проектами.

РЕКЛАМА: «Богданов и партнеры», ведущая консалтинговая компания СНГ в области управления проектами, MS Project.

Система управления

Скачать project

Календарное планирование

Управление программами

Целевые программы

Аутсорсинг

Управление проектами

Стратегическое планирование

Система управления предприятием

Project скачать бесплатно

email 
 пароль 
 поиск 
PMProfy » Статьи » Теория управления проектами
Процессное и проектное управление: сходство и различие
В. Гагарский
Дата публикации: 14.06.2010
Источник: Портал «Профессионал управления проектами»
Версия для печати (доступна только зарегистрированным пользователям)Версия для печати

Свежие подборки материалов для скачивания! Мы собрали пакеты материалов по актуальным темам, включающие презентации экспертов, вебинары, статьи, примеры внедрений и пр.
Для загрузки материалов нажмите на соответствующую кнопку:

Пакет материалов о PMO

 

Пакет материалов по Project Online

 

Занимаясь регламентацией и оптимизацией деятельности различных компаний, я постоянно сталкивался с ситуацией, когда проектная деятельность плавно перетекала в процессную, и наоборот. Однако возникает естественный вопрос: как же тогда управлять деятельностью в компании, если бизнес-процессами и проектами принято управлять и описывать, используя различные методики?

Прежде всего давайте разберемся, что такое бизнес-процессы и проекты. Определений в соответствующей литературе хватает, но если не растекаться мыслью по древу, то:

  • Бизнес-процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя.
  • Проект – это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат.

Таким образом, различий между бизнес-процессом и проектом, по сути, два: уникальность/повторяемость выполнения последовательности действий, и уникальность/повторяемость результата. Бухгалтерский баланс компания формирует регулярно раз в квартал (это бизнес-процесс), а внедрение новой корпоративной системы происходит единоразово (это проект).

Однако не все так просто. Допустим, некая компания занимается проектированием воздушных линий электропередач. Разумеется, одна проектно-сметная документация (как результат выполнения такого проекта) будет отличаться от другой, т.к. в зависимости от технического задания у линии будет разная протяженность, разные типы и количество опор, подстанций, и т.д. Однако с точки зрения выполнения процедур по проектированию линии, а также управления такой деятельностью – этот типовой проект скорее является бизнес-процессом, т.к. общая последовательность действий по разработке проектно-сметной документации будет абсолютно типовой.

Аналогично, организация конкурсных торгов на право оказания услуг по ремонту и эксплуатации офисных помещений для компании будет проектом, если ранее никакого опыта проведения тендеров у компании не было.

Более того, даже если компания занимается в основном проектной деятельностью, и эти проекты сложно отнести к типовым, то и в этом случае общая последовательность действий достаточна стандартна:

  • инициирование проекта;
  • планирование проекта;
  • исполнение проекта;
  • мониторинг и управление;
  • завершение проекта.

При этом уникальным является именно собственно исполнение проекта, а все прочие фазы если и не одинаковы, то могут быть сведены к двум-трем устойчивым вариантам.

Таким образом, проект – это не всегда проект, а бизнес-процесс – это не всегда бизнес-процесс. Но для чего это нужно понимать и учитывать в реальной работе? Дело в том, что управляют бизнес-процессами и проектами по-разному. В таблице ниже приведены основные отличия подходов к управлению бизнес-процессами и проектами.

Параметры сравнения

Бизнес-процесс

Проект

Чем регламентируется исполнение?

Регламент бизнес-процесса, методические указания.

Устав проекта, план проекта.

Как контролируется текущее исполнение?

По результатам, в отдельных случаях – по отклонениям во времени на промежуточных шагах процесса.

По времени, бюджету, ресурсам.

Кто управляет исполнением?

Менеджер (владелец) процесса.

Руководитель проекта.

Требуется ли оптимизация исполнения?

Да, если есть нарушения процесса.

Нет, но возможны корректировки по ходу исполнения.

Требуется ли планировать единичный цикл исполнения?

Нет.

Да.

Требуется ли координировать действия исполнителей?

Нет.

Да.

Методическая основа для управления?

Процессный подход к управлению, TQM, ISO 9000, и т.д.

Проектное управление, PMBOK, и т.д.

Как мы можем видеть, отличия в управлении БП и проектами довольно существенны, их нельзя не принимать во внимание в практической работе.

Поэтому при осуществлении основной деятельности компании очень важно определить, к какому типу она относится – к проектной или процессной, так как типовой проект – это скорее бизнес-процесс, а новый бизнес-процесс скорее относится к проектной деятельности. И если тип деятельности определить правильно, то тогда компании удастся избежать ненужных потерь во времени и ресурсах на управление своим бизнесом.



 

Материалы по теме Материалы по теме
Матвеева А.А.
Обсуждение Обсуждение
Взаимодействие - 04.02.2011 (2), Станислав Капралов
Осторожнее с терминами - 13.10.2010 (1), Alexey, PM
Еще одно отличие бизнес-процесса от проекта. - 25.09.2010 (3), Сергей Быхлов
Re: Процессное и проектное управление: сходство и различие - 19.08.2010 (3), Максим Воронько
Процессное-Проектное - 18.06.2010 (5), Илья Тарасов

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для участия в обсуждении.

Правила использования материалов
(C) 2002-2018 PMProfy